247765 Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3

Что такое буллинг: в школе, у взрослых, в соцсетях

Буллинг и травля — это одно и то же? Чем буллинг отличается от конфликта? Как его предотвратить? Давайте разбираться.

Кадр: фильм «Папе снова 17»

В статье рассказываем:

Что такое буллинг — объясняем простыми словами

Буллинг (от английского bullying — «запугивание», «издевательство», «травля») — это систематические акты агрессии (словесной, психологической или физической), направленные против одной или нескольких жертв. Буллинг и травля — это синонимы, описывающие одно и то же явление.

Буллинг может встречаться в любых закрытых сообществах: в рабочих коллективах, в армии (дедовщина — это тоже вид буллинга). Также существует кибербуллинг, при котором травля происходит в интернете (часто — малознакомыми или анонимными агрессорами).

Но чаще всего — в школе. По данным уполномоченного по правам ребёнка при президенте России Анны Кузнецовой, каждый второй ребёнок в России так или иначе сталкивается с буллингом.

Как выглядит буллинг в школе?

Буллинг может выглядеть самым разным образом, но в нём всегда есть три действующих лица:

  • Агрессор — тот, кто инициирует насилие или подключается к нему.
  • Жертва — тот, на кого направлено насилие.
  • Наблюдатели — те, кто не участвует в травле, но и не останавливает её.

Цель агрессоров — не один раз обидеть жертву, а изводить её системно, поэтому они выбирают непрямые формы агрессии, чаще всего — психологическое унижение, например:

  • словесные оскорбления;
  • используют изоляцию и бойкот (никто не хочет сидеть рядом с жертвой, общаться с ней);
  • отбирают или портят вещи жертвы;
  • заставляют совершать неприятные для жертвы действия;
  • толкают жертву, кидают в неё предметы.

Вот как взрослые люди описывают травлю, с которой они столкнулись:

«Мальчики вплоть до 11 класса обзывали меня „свиньёй“ и „жирдяйкой“. В шестом классе они разрезали спортивные штаны, которые лежали в раздевалке, а потом смеялись, что штаны разошлись из-за веса».

«В столовой одноклассники кидались едой, поэтому приходилось есть в туалете, чтобы меня не могли достать. Как-то на уроке литературы одноклассник ради шутки толкнул меня со стула, и я упала вместе с партой, поцарапав всё лицо».

«Весь класс обзывал меня „хипстером“ и „бомжом“, некоторые писали это на двери моей квартиры. Мне пришлось закрыть все соцсети, прекратить со всеми любое общение и держаться обособленно».

Чем буллинг отличается от конфликтов?

Три главных отличия:

  • Конфликт — это разовая попытка с помощью агрессии разрешить проблему или спор. Буллинг — это протяжённый во времени социальный акт, цель которого — поднять статус и самооценку агрессоров за счёт унижения жертвы.
  • Участники конфликта понимают и признают, что они конфликтуют (ссорятся, дерутся). Участники травли часто оправдывают свои действия оговорками «Мы же пошутили», «Мы просто играли», «Он что, шуток не понимает».
  • Конфликт предполагает более-менее равные силы его участников. В травле жертва всегда ощущает себя одинокой и беспомощной.

Например, если двое школьников подрались, потому что один наступил другому на ногу, — это конфликт. А если один ученик наступил другому на ногу, и с тех пор второй не даёт ему прохода — постоянно обзывает «неуклюжим» и «идиотом», распространяет сплетни, подговаривает других учеников не общаться с ним, — это уже буллинг.

Чем буллинг отличается от розыгрышей?

Друзья и приятели часто подкалывают друг друга, и порой эти шутки могут выглядеть очень недружелюбно, но восприниматься обеими сторонами именно как юмор. Как различить розыгрыш и буллинг:

  • Розыгрыш — это когда смешно обеим сторонам. В травле одна из сторон переживает обиду и злость, ей вовсе не смешно.
  • Розыгрыш может исходить от обеих сторон (сегодня ваш друг прикалывается над вами, завтра — вы над ним), а буллинг — это односторонний процесс. Если тот, над кем подшутили, попытался тоже ответить шуткой и за это был избит — это буллинг.

Что делать, если ваш ребёнок столкнулся с буллингом?

    • Не закрывать глаза на проблему. Травля — это сложное социальное взаимодействие. Не стоит надеяться, что дети «сами разберутся».
    • Поговорить с ребёнком о том, что происходит. Показать, что вы его поддерживаете и готовы за него заступиться: «Я тебе верю», «Я с тобой», «Я помогу тебе, мы вместе со всем разберемся».
    • Позвонить на горячую линию проекта «Травли.net», чтобы получить психологическую и юридическую поддержку.
    • Собрать доказательства травли для подкрепления своей позиции (скриншоты оскорбительных сообщений, показания одноклассников и свидетелей, заключения о поломках вещей, справки о побоях, фото «плевков в портфель», кэш в браузере и так далее).
    • Подключить к решению проблемы классного руководителя, директора школы, школьного психолога, других родителей (как родителей пострадавших, так и родителей агрессора). По закону, в школе ученик имеет право на защиту от всех форм физического и психического насилия.
    • Инициировать обсуждение проблемы, но без обвинений («Куда смотрят родители», «Куда смотрит школа»), а в спокойном и продуктивном ключе: проблема существует, что мы все можем сделать, чтобы её решить?
    • Если школа не принимает мер — стоит написать жалобы в управляющий совет школы, в комиссию по делам несовершеннолетних управы / администрации района, инспектору по делам несовершеннолетних. Если и это не помогло, пишите жалобы о бездействии представителей в вышестоящие инстанции: в муниципальный департамент образования, в прокуратуру, региональному уполномоченному по правам человека. Во всех официальных обращениях важно соблюдать последовательность и вежливость.
    • Рассмотрите возможность перехода ребёнка в другой класс или другую школу

Что делать, если мой ребёнок буллит других?

Есть мнение, что агрессорами становятся чаще всего дети из неблагополучных семей или пережившие насилие. Это не всегда так — даже вполне благополучный ребёнок, попав в травматичную среду в школе, может начать травить других.

Агрессия возникает:

  • из-за сложностей с коммуникацией,
  • из-за стресса от усталости и плохой успеваемости,
  • из-за давления учителей,
  • из-за возрастного или личностного кризиса.

В целом, травля — это вторичное явление, проявление эмоционального или физического страдания, которое агрессор не может пережить иначе, кроме как подвергнув страданию другого. Поэтому наказание или ругань не помогут: ребёнок может из страха на время превратить агрессивное поведение, но потом оно возобновится с новой силой и в более изощрённой форме.

Что поможет:

  • Не ругайте, а начните разговор из позиции «Я вижу проблему и хочу помочь тебе».
  • Дайте возможность проявлять себя в позитивном ключе. Часто агрессору не хватает внимания и признания в коллективе — поищите и предложите другие возможности для вашего ребёнка показать превосходство (выигрывать на конкурсах, заниматься активизмом, выступать на школьной сцене).
  • Буллинг — это негативное проявление групповой динамики: есть явный лидер, но нет общего дела, вокруг которого можно сплотиться. Если ваш ребёнок проявляет явные лидерские качества, помогите ему реализовать свой талант позитивно: организовать квест, праздник, поход или стать капитаном спортивной группы.
  • Развивайте у ребёнка эмпатию и объясняйте, что чувствует жертва. Часто агрессоры из-за низких способностей к эмпатии не представляют себе, насколько их действия ранят другого. Предложите вместе посмотреть фильмы, мультфильмы, почитать книги, в которых происходит травля, — и обязательно обсудите: что и почему провоцирует агрессора? Как себя чувствует жертва? Что происходит с наблюдателями? Как можно им всем помочь?

Что делать, если вы или ваш ребёнок стали свидетелями травли?

Иногда родители предпочитают не заступаться за жертву травли и учат этому своих детей. Такая позиция формирует мнение, что насилие — это нормально и приемлемо. Но игнорирование не гарантирует безопасности свидетелям: травля будет повторяться, и следующей жертвой может стать наблюдатель.

Что поможет:

  • Травля и насилие — это ненормально и недопустимо. Осознайте это сами и донесите до ребёнка. Отметьте моральную ценность такой позиции.
  • Расскажите ему, что заступиться — это хороший поступок, который, вероятно, одобрят и поддержат одноклассники. Часто дети думают: «Что я могу? Я ничего не решаю». Это не так. Обычно в классе много тех, кто осуждает травлю, но боится сказать это вслух. Если ваш ребёнок выскажется открыто, скорее всего, к нему присоединятся другие.
  • Пригласите других детей-наблюдателей и их родителей к диалогу и попробуйте вместе решить, как помочь классу в этой ситуации.

Что такое кибербуллинг

Кибербуллинг — это травля в интернете. Россия занимает первое место в мире по кибербуллингу.

Как и обычная травля, кибербуллинг организуется агрессорами, чтобы унизить жертву.

Формы кибербуллинга:

    • Оскорбительные комментарии в социальных сетях жертвы.
    • Распространение оскорбительных картинок и мемов с фотографией жертвы.
    • Личные сообщения с оскорблениями или угрозами в социальных сетях, мессенджерах.
    • Оскорбительные сообщения от имени жертвы в адрес других людей.
    • Вымогательство, шантаж или угрозы опубликовать личные фотографии и видеозаписи.

Книги о буллинге

  • Наталья Цымбаленко, «Буллинг. Как остановить травлю ребенка». Книга основана на личном опыте и отражает современную образовательную реальность России: сотрудница правительства Москвы рассказывает, как ей удалось путём жалоб и судебных разбирательств остановить травлю в школе, где учится её сын. Также Наталья объясняет, кто и почему становится жертвой травли, что зависит от школы, а что — от семьи, когда стоит вмешиваться и есть ли юридическая ответственность за травлю.
  • Дэвид А. Лэйн, «Школьная травля (буллинг)». Это научный труд британского социального педагога, который представляет обобщённый и подкреплённый исследованиями взгляд на травлю как социальное явление.
  • Айджа Майрок, «Почему я? История белой вороны». Сборник советов и практическое руководство по противостоянию травле, написанное подростком для подростков. Книга создана при участии школьных учителей, психологов, родителей, а также детей, подвергавшихся травле в классе.

Художественные книги, в которых хорошо описаны чувства и переживания всех участников буллинга:

  • Анника Тор, «Правда или последствие». Шведский подростковый роман, в котором образно показана травма наблюдателя. Главная героиня хочет поддержать изгоя, но боится сама стать объектом насмешек.
  • Роб Буйе, «Всё из-за мистера Терапта». Американская история об учениках 6-го класса, переживающих буллинг, и молодом учителе, которому удаётся это остановить. Очень реалистичное описание сплетен и «девчачьих войн».
  • Владимир Железников, «Чучело». Классическое российское произведение о травле. Глубоко показывает переживания жертвы, вызывает сочувствие. Прочитанная в детстве, эта книга навсегда становится прививкой от попыток травли и неосознанных коллективных действий.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Инструкция о порядке действий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического хар
АКЦИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»
Мобильное мошенничество: что это и как себя защитить
Безопасное использование соцсетей, мессенджеров и электронной почты!
6 правил информационной безопасности
Видеоролики по киберпреступности
Кибермошенничество
Памятки для родителей "Безопасный Интернет"
Видеоролики антинаркотической направленности

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Должностное лицо объекта при получении информации об обнаружении подозрительного предмета или сообщения об угрозе минирования объекта, обязано:...
Открыть раздел Инструкция о порядке действий при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического хар
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Чтобы избежать непредвиденных ситуаций с детьми, убедительно просим вас позаботиться о безопасности ваших детей....
Открыть раздел АКЦИЯ «БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕВЫШЕ ВСЕГО»
Мошенники постоянно придумывают новые уловки и способы обмануть нас, поэтому попытки защитить мобильные устройства уже стали частью нашей цифровой жизни....
Открыть раздел Мобильное мошенничество: что это и как себя защитить
Безопасное использование соцсетей, мессенджеров и электронной почты!...
Открыть раздел Безопасное использование соцсетей, мессенджеров и электронной почты!
Буллинг и травля — это одно и то же? Чем буллинг отличается от конфликта? Как его предотвратить? Давайте разбираться. Кадр:...
Открыть раздел Что такое буллинг: в школе, у взрослых, в соцсетях
Наименование: ГУО "Глиницкая базовая школа Мозырского района" Редактировать // Адрес : Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3 Телефон :...
Открыть раздел Наименование, место нахождения и режим работы учреждения
Режим работы администрации Директор школы: Клевжиц Виктор Сергеевич 2 этаж, телефон: 8-023632 25944 Дни недели Рабочее время Обед Понедельник (1-й, 3-й, 5-й) 08.30-12.00 13.00-18....
Открыть раздел Сведения об администрации
КонтактыРежим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г....
Открыть раздел Контакты
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! Наш адрес: skolaglinica@mail....
Открыть раздел Обратная связь
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! 8-02362 25944 электронный адрес: mozsadglin@mozyrroo.by наш адрес:Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д....
Открыть раздел Одно окно
Прогресс технологий одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять....
Открыть раздел Информатизация
Торжественный прием в пионеры и октябрята 19 мая 2023 г....
Открыть раздел ОО "БРПО"
Путешествуйте с нами!!! Мы предлагаем совершить виртуальные путешествия по уникальным местам Республики Беларусь Виртуальные музеи:...
Открыть раздел Образовательный туризм
Русский язык и литература (1.57 Mb) Беларуская мова і літаратура (1.46 Mb) Иностранные языки (5.82 Mb) История. Обществоведение (1.88 Mb) Математика (2.46 Mb) Информатика (574....
Открыть раздел Предметные каталоги учебно-методических изданий.
На базе Государственного учреждения образования "Мозырский районный социально-педагогический центр" организована работа консультационного кабинета для оказания необходимой помощи...
Открыть раздел Работа с семьёй
Полезную информацию об участии в дорожном движении можно посмотреть на сайте "Добрые дороги Гомельщины" https://t....
Открыть раздел ГАИ ИНФОРМИРУЕТ
Шестой школьный день Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели На современном этапе развития...
Открыть раздел Шестой школьный день
Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с...
Открыть раздел Работа по противодействию коррупции
К 80-летию освобождения Беларуси Великая Отечественная война является одним из ключевых событий современной отечественной истории....
Открыть раздел 80-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победа советског
https://www.belarus.by/ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ:...
Открыть раздел Образовательный туризм
The LineAct Platform