247765 Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3

Молодому классному руководителю

Должностные обязанности классного руководителя  
 

Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов. 
 
Сегодня, в период коренных социально-экономических преобразований в нашей стране, дело воспитания молодого поколения приобретает особое, решающее для развития общества значение. При этом школа остается важнейшим звеном в системе воспитания. Усложнение социальной ситуации воспитания требует совершенствования педагогических и методических основ организационной работы школы. Классное руководство как традиционное школьное явление, родившееся в ходе исторического развития отечественной школы, также требует своего переосмысления и совершенствования. 
 
Одним из путей переосмысления и совершенствования классного руководства является разработка должностных обязанностей классного руководителя на новом этапе развития школы.
 
Должностные обязанности - это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и учащихся, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень школьной педагогической культуры.
 
Должностные обязанности, детально продуманные и принятые педколлективом с ясным представлением об уровне требований к результатам труда, - это руководство к деятельности, имеющее педагогическую и методическую ценность. В то же время это условие равенства, справедливости, а значит, нормального психологического климата в коллективе. Это условие доверия между педагогами, а также между педколлективом и руководством школы.
 
Должностные обязанности - это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождения к профессионализму, в то же время это инструмент самозащиты учителя и критерий оценки работы учителя в момент аттестации.
 
Должностные обязанности - это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда педагога.
 
В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педколлективом должностные обязанности - это фундамент культуры управления школой и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены.
 
В основу данных должностных обязанностей положены следующие идеи:
- Ребенок есть субъект своего развития. Он воспитывает, стоит себя САМ.
- Даже самый «трудный» ребенок хочет быть хорошим, только он нуждается в помощи: признании, уважении, любви окружающих.
- Воспитывают не классные часы, морализирование, указание ребенку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, богатство коллективных и индивидуальных переживаний, отношений, чувств.
- «Педагог есть организатор детской жизни» (Л.С.Выготский). Это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни.
- Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают.
 
Назначение и задачи классного руководителя 
 
Классный руководитель сегодня - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека:
- духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры;
- заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности классного коллектива;
- неравнодушным наблюдателем за индивидуальным развитием школьника с целью создания благоприятных условий для формирования его личности, внесения необходимых педагогических корректив в систему его воспитания, осуществления (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации;
- помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности, в осмыслении социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации;
- создателем благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в классе, организующим для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности своего класса;
- координатором усилий педагогов, семьи, социума - словом, всех воспитывающих сил общества, влияющих на становление и развитие личности воспитанников.
 
Деятельность классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе гимназии, основным механизмом организации индивидуального подхода к воспитанникам, одним из решающих элементов организуемого в школе воспитательного процесса.
 
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
 
Исходя из этой цели основными задачами классного руководителя необходимо принять следующие:
1. Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей;
2. Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех;
3. Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни;
4. Содействие воспитаннику в соблюдении прав и свобод учащегося;
5. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка;
6. Организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
 
Функции и содержание работы классного руководителя 
 
1. Аналитическая функция:
- изучение индивидуальных особенностей детей и подростков;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника;
- анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива;
- изучение и анализ становления и формирования коллектива класса;
- изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
- изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся класса, анализ воспитательной ценности проведенного дела.
 
2. Прогностическая функция:
 
- предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия;
 
- прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся;
 
- прогнозирование этапов становления и формирования коллектива;
 
- построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе школы;
 
- определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности учащихся, коллектива;
 
- предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками, педагогами и родителями учащихся и др.).
 
3. Организационно-координирующая функция:
 
- изучение особенностей развития каждого ребенка, его особенности, эмоционального самочувствия, отражение всех данных в психолого-педагогической карте;
 
- помощь воспитанникам в учебной деятельности;
 
- помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями и требованиями классной жизни;
 
- помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения;
 
- индивидуальное воздействие на каждого учащегося и коллектив как субъект этой деятельности;
 
клубов, секций, объединений, организуемых как в гимназии, так и вне ее;
 
- создание условий для самовоспитания и саморазвития личности воспитанников, организация совместно с школьным психологом психологического просвещения учащихся;
 
- защита прав и свобод воспитанника;
 
- организация взаимодействия с семьями учащихся: проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи школе, осуществление немедленного контакта с родителями в случае чрезвычайных происшествий, угрожающих здоровью и жизни детей;
 
- организация взаимодействия в работе малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников;
 
- участие в работе педсоветов, административных и методических совещаний;
 
- помощь и сотрудничество во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;
 
- содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение его к осознанному выбору профессии; » стимулирование творческой, инновационной деятельности как учащихся, так и педагогов, родителей учащихся; координация воспитательных усилий педагогов класса, психологов, других социальных работников;
 
- ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей во время внеурочных мероприятий;
 
- организация питания, дежурства по классу, дежурства по школе, летней трудовой практики по подготовке школы к новому учебному году, организация трудовых дел;
 
- ведение документации (классный журнал, учет посещаемости, дневники учащихся, личные дела учащихся, план работы классного руководителя, психолого-педагогическая карта);
 
- участие в создании оптимальных материально-бытовых условий для внеурочной деятельности, воспитательной работы.
 
4. Коммуникативная ФУНКЦИЯ:
 
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников;
 
- построение оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик», «учитель - родители», «родители - ученик»;
 
- помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом;
 
- содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе.
 
Формы работы классного руководителя с детьми 
 
Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. При этом важно учесть, что:
 
- ребенок, подросток, девушка и юноша уже сегодня живут реальной жизнью, а не просто готовятся к будущей взрослой жизни;
 
- в жизнедеятельности любого коллектива должны учитываться, найти место социальная обстановка в стране и республике, конкретные условия и события в городе, районе, школе;
 
- нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным и половым особенностям учащихся реальная жизнь с разнообразными видами деятельности (не только учебными, но и трудовыми, благотворительными, общественно значимыми, самодеятельно-творческими, досуговыми и др.), имеющими познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую, действенно-практическую направленность;
 
- каждый воспитанник должен найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека;
 
- при отборе форм и методов воспитания следует непременно учитывать специфические позиции детей и взрослых, прежде всего педагогов и родителей, в воспитательном процессе.
 
Классный руководитель является творцом интересных для детей и разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм работы с современным школьником:
 
- дискуссионных, игровых, состязательных;
 
- творческого труда, художественного творчества, ролевого тренинга;
 
- психологических (позволяющих ребенку осознать самого себя).
 
Необходимо отметить, что количество форм коллективной и групповой деятельности бесконечно. Выбор и создание новых форм определяются как целями воспитания отдельного коллектива, так и конкретными обстоятельствами.
 
Классному руководителю в процессе работы рекомендуется постоянно создавать специальную картотеку воспитательных мероприятий. Ее наличие значительно облегчит работу классного руководителя.
 
Полномочия классного руководителя 
 
Классный руководитель имеет право:
 
- получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей;
 
- контролировать посещаемость учебных занятий учениками его класса;
 
- контролировать учебные успехи каждого ученика, отмечая успехи и неудачи с целью оказания своевременной помощи;
 
- координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся, через проведение педагогических консилиумов, «малых» педсоветов и других форм коррекции;
 
- определять (разрабатывать, создавать совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками, девушками, юношами, родителями учащихся;
 
- приглашать родителей (лиц, их заменяющих) в учебное заведение;
 
- участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, административного совета, научно-методического совета и других общественных органов школы;
 
- выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы, выступать с деловой, конструктивной критикой, выносить на рассмотрение административного совета, научно-методического совета согласованные с классным коллективом мнения и предложения;
 
- отказываться от не свойственных ему, не входящих в круг его поручений;
 
- определять свободно индивидуальный режим работы с детьми;
 
- вести опытно-экспериментальную и методическую работу по различным проблемам воспитательной деятельности;
 
- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди»;
 
- выбирать форму повышения педагогического мастерства через систему переподготовки педагогических кадров, участие в различных групповых и коллективных формах методической работы, через систему образования и выездную стажировку;
 
- защищать собственную честь и достоинство в гимназических органах самоуправления и защиты в случае несогласия с оценкой состояния воспитательной работы в классном коллективе.
 
Классный руководитель не имеет права: 
 
- унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.;
 
- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика;
 
- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение;
 
- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка;
 
- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива.
 
Классный руководитель обязан
 
Классный руководитель как административное лицо обязан:
 
- организовать учебно-воспитательный процесс в классе;
 
- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами;
 
- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности;
 
- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию;
 
- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем;
 
- содействовать социальной и правовой защите их прав;
 
- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы (личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся);
 
- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства;
 
- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Анализ воспитательного мероприятия
Документация классного руководителя

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Главными аспектами в анализе воспитательного мероприятия должны, прежде всего. выступать:...
Открыть раздел Анализ воспитательного мероприятия
Документация классного руководителя 1. Расписание уроков и звонков своего класса. 2. Расписание кружков, секций, факультативов, стимулирующих и поддерживающих часов. 3....
Открыть раздел Документация классного руководителя
Должностные обязанности классного руководителя Институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в...
Открыть раздел Молодому классному руководителю
Наименование: ГУО "Глиницкая базовая школа Мозырского района" Редактировать // Адрес : Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3 Телефон :...
Открыть раздел Наименование, место нахождения и режим работы учреждения
Режим работы администрации Директор школы: Клевжиц Виктор Сергеевич 2 этаж, телефон: 8-023632 25944 Дни недели Рабочее время Обед Понедельник (1-й, 3-й, 5-й) 08.30-12.00 13.00-18....
Открыть раздел Сведения об администрации
КонтактыРежим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г....
Открыть раздел Контакты
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! Наш адрес: skolaglinica@mail....
Открыть раздел Обратная связь
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! 8-02362 25944 электронный адрес: mozsadglin@mozyrroo.by наш адрес:Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д....
Открыть раздел Одно окно
Прогресс технологий одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять....
Открыть раздел Информатизация
Торжественный прием в пионеры и октябрята 19 мая 2023 г....
Открыть раздел ОО "БРПО"
Путешествуйте с нами!!! Мы предлагаем совершить виртуальные путешествия по уникальным местам Республики Беларусь Виртуальные музеи:...
Открыть раздел Образовательный туризм
Русский язык и литература (1.57 Mb) Беларуская мова і літаратура (1.46 Mb) Иностранные языки (5.82 Mb) История. Обществоведение (1.88 Mb) Математика (2.46 Mb) Информатика (574....
Открыть раздел Предметные каталоги учебно-методических изданий.
На базе Государственного учреждения образования "Мозырский районный социально-педагогический центр" организована работа консультационного кабинета для оказания необходимой помощи...
Открыть раздел Работа с семьёй
Полезную информацию об участии в дорожном движении можно посмотреть на сайте "Добрые дороги Гомельщины" https://t....
Открыть раздел ГАИ ИНФОРМИРУЕТ
Шестой школьный день Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели На современном этапе развития...
Открыть раздел Шестой школьный день
Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с...
Открыть раздел Работа по противодействию коррупции
2024 год объявлен Годом качества Глава государства Александр Лукашенко подписал Указ № 375 "Об объявлении 2024 года Годом качества"....
Открыть раздел 2024 - Год качества
К 80-летию освобождения Беларуси Великая Отечественная война является одним из ключевых событий современной отечественной истории....
Открыть раздел 80-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победа советског
https://www.belarus.by/ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ:...
Открыть раздел Образовательный туризм
The LineAct Platform