247765 Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3

Здоровое питание

Овощи в нашем питании

  С глубокой древности люди употребляют овощи как продукты питания и как лечебное средство. Немыслимо представить себе рациональные питание без достаточного количества и должного ассортимента свежих и  переработанных овощей. Четвёртая часть суточного рациона должна состоять из овощей.               Значение овощей как продуктов питания заключается в том, что они являются поставщиками легкоусвояемых углеводов, белков, разнообразных витаминов, минеральных веществ, ферментов, фитонцидов, органических кислот, пектиновых волокон и активной клетчатки, вкусовых и ароматических веществ.

   В овощах углеводы представлены в основном крахмал, сахарами, клетчаткой и пектиновыми веществами. К овощам, богатым крахмалом, относятся картофель (в среднем 16%) и зелёный горошек (в среднем 6%), а свекла и морковь богата сахарами. Крахмал растительных продуктов хорошо переваривается в желудочно-кишечном тракте, поэтому овощи, богаты крахмалом, являются хорошими источниками углеводов.

      Клетчатка (или целлюлоза) – это основная составная часть стенок клеток овощей. Раньше бытовало им мнение, что клетчатка не усваивается организмом.  В настоящее время установлено, что нежная клетчатка- не инертный продукт. В процессе пищеварения она расщепляется и в достаточной степени и усваивается организмом человека. Клетчатка усиливает перистальтику кишечника, секреторную деятельность пищеварительных желез, способствует выводу из организма холестерина и нормализует деятельность полезной кишечной микрофлоры.

    Пектиновые вещества- это сложные высокомолекулярные соединение. Зрелые овощи значительно богаче пектином, чем незрелые. Наиболее богаты пектином редис (до 10г/100г), свёкла ( до 7г/100г), морковь ( до 5г/100г).

    Пектиновые вещества обладают способностью связывать токсичные элементы и радионуклиды, попавшие в организм человека, и выводит из него. Кроме того, они подавляют в кишечнике активность вредной микрофлоры, снижают интенсивность гнилостных процессов, повышают моторную функцию желудка и кишечника.

       Подавляющее большинство овощей содержит небольшое количество белка-от 0.4 до 1.5%, за исключением  бобовых культур: в сухом горохе- 19.8% белка, в сое- 28.7%, в фасоле- 19.6%, в чечевице- 20.4%. Только в белках гороха, сои и чечевицы есть почти все незаменимые, наиболее полноценные аминокислоты. В белках остальных овощей отсутствует часть незаменимых аминокислот, поэтому большинство растительных белков менее ценные, чем животные. Учитывая низкое содержание белка в овощах, отсутствует ряда незаменимых аминокислот, более трудную усвояемость растительных белков, можно сказать, что овощи, за исключением бобовых, не представляют существенной ценности как источники белка в питании здорового человека. В лечебном питании в ряде случаев малое количество белка в овощах полезно: при заболевание почек и во всех тех случаях, когда необходимо на некоторое время ограничить поступление в организм белка.

     Во многих овощах имеется значительное количество органических кислот. Органические кислоты относятся к сильным возбудителем секреции поджелудочной железы, стимулирует кишечную перистальтику.

Питание как фактор здоровья

   Рациональное адекватное физиологическим потребностям организма питания является важнейшим фактором здоровья ребенка. Она обусловливает нормальные развитие организма, адаптацию к воздействию окружающей среды, иммунитет, физическую и умственную работоспособность.

    Главный смысл законов рационального (адекватного) питание сводится к следующему: пища должна обеспечивать потребности человека в энергии и питательных веществах; не содержать вредных и опасных для организма веществ: токсических, химических и радиоактивных, а также болезнетворных микроорганизмов; соответствовать ферментным системам организма; режим питания должен быть соотнесен биологическими социальными ритмами.

    Должна учитываться также генетически запрограммированная интенсивность процессов роста и развития ребенка. Детский организм переживает пять так называемых критических периодов, характеризующихся  наибольшими структурами и функциональными изменениями и соответственно интенсификацией обмена веществ и энергии.

           Первый критический период совпадает с первыми месяцами жизни ребенка, второй - длится с третьего по шестой месяц. Остальные три периода более продолжительные: третий - длится с конца первого до конца второго года жизни, четвертый – с четвертого по шестой год, пятый – с четырнадцати  по 17 лет. Именно в данные возрастные периоды детский организм наиболее чувствителен к неблагоприятному влиянию окружающей среды, склонен к развитию болезней. В это время профилактическая роль рационального, адекватного физиологическим потребностям организмам питания возрастает.

           Пища представляет собой комплекс сотен тысяч (может, миллионов) питательных веществ, каждое из которых обладает определенной биологической активностью. Согласно классификации по принципу незаменимости питательные вещества делятся на две группы.

         Первая группа включает незаменимые (обязательные, эссенциальные) питательные вещества, синтез которых в организме невозможен, ограничен или требует определенных условий. К ним относятся: незаменимые аминокислоты, минеральные вещества (макро- и микроэлементы), витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, клетчатка, глюкоза, вода. В данный перечень могут быть также включены биофлавоноиды, лектиты, ряд органических кислот и другие питательные вещества, которые необходимы для жизнедеятельности организма, но их синтез в нем ограничен.

       Вторая группа включает заменимые питательные вещества – насыщенные жиры и углеводы. По массе заменимые питательные вещества составляют от 75 до 85% общей массы пищи, а незаменимые – в сумме (без воды) не более 15 – 20%. Не заменимые биологически активные питательные вещества – имеют первоочередное значение для жизнедеятельности организма, в особенности детского. Они полностью или в большей степени поступают в организм извне с пищей. Состояние здоровья, адаптация к окружающей среде зависит, прежде всего, от обеспеченности организмом незаменимыми биологически активными питательными веществами.

Рацион питания ребёнка должен иметь достаточную энергетическую ценность, содержать все необходимы для жизнедеятельности, роста и развития питательные вещества. Результаты исследований фактического питания детей преддошкольного, дошкольного, школьного возрастов заставляют обратить особое внимание на обеспеченность организма белками животного происхождения, витаминами, минеральными веществами (макро- и микроэлементы), полиненасыщенными жирными кислотами.

Интегральным и достоверным показателем здоровья является статус питания – определенное состояние здоровья, которое сформировалось под влиянием предшествующего фактического питания и генетически детерминированных особенностей обмена веществ и энергии. В соответствии с общепринятой классификацией различают четыре основныевида статусы питания: оптимальный, обычный, избыточный и недостаточный. Оптимальный статус питания указывает на оптимальное здоровье ребенка и вполне достаточные адаптационные резервы организма. Обычный статус питания так же свидетельствует о здоровье ребенка, однако адаптационные возможности у этих детей ограничены. Главными критериями избыточного и недостаточного статусов питания служат: величина массы тела, количество жира, в теле и массо-ростовые показатели.

         Признаками неадекватности, несбалансированности (нарушений сбалансированности питательных веществ) в рационе питания могут быть ухудшения самочувствия, настроение, снижение активности, замедление роста, физического и умственного развития ребенка, увеличение или уменьшение количества жирового компонента в теле, плохое состояние мышц кожных покровов и видимых слизистых, ногтей, волос. К алиментарным (лат. аlimentumпища) расстройствам относятся: ожирение 1-2 степени, белково-энергетическая недостаточность, гиповитаминозы (реже – гипервитаминозы), микроэлементозы (недостаточное, избыточное поступление микроэлементов в организм, нарушение физиологического баланса минеральных веществ), дисбактериозы пищеварительного тракта, нарушение ферментного статуса организма, снижение иммунитета.

Правильное питание

    Многие слышали про правильное питание, но мало кто знает, в чем именно состоит его суть. Почему, например, при еде и после нее не рекомендуют употреблять молоко или же почему нельзя лежать на диване после приема пищи?

  На все эти и другие вопросы мы попытаемся разобраться в данной статье.

  Вы когда-нибудь наблюдали за животными, принимающими пищу? Ведь они не едят на бегу или на ходу!

  Наоборот, кошка, собака, белка - все стараются остановится. В этом есть смысл.

   Когда животное передвигается, то единственное, что может сделать с едой - держать ее в пасти (например, когда убегает от других желающих съесть ее кусок). Так сложилось эволюционно и организмы животных постепенно научились не выделять слюну при передвижении, чтобы мысли были не о еде, а об удачном бегстве. Человек же с его развитой нервной системой может жевать и ходить одновременно, НО мысли никуда не денешь!

   Когда человек идет, слюноотделение проходит не так, как надо, и пища попадает в желудок плохо обработанной. Запомните! Пища должна хорошо обволакиваться слюной! Слюна - это фермент, помогающий желудочным сокам переваривать пищу более быстро и качественно. Известно, что крахмал хлеба или картофеля переваривается уже во рту, то есть при обработке слюной! При еде на ходу также ухудшается пережевывание пищи, которое очень важно для нашего пищеварения. Только подумайте, сколько времени нужно, чтобы кислотами желудочного сока растворить не пережеванный кусок мяса или хлеба?

   Гораздо проще хорошо измельчить пищу во рту. Некоторые даже советуют пережевывать ее до жидкого состояния. Тогда пища наилучшим образом отдаст все свои питательные вещества и не создаст нагрузку желудку.

  Молоко - это продукт, содержащий белок, который имеет свойство сворачиваться при высокой температуре, а также при взаимодействии с кислотами. Именно поэтому молоко не рекомендуют употреблять при приеме пищи и после нее. Потому, что молоко попадая в агрессивную среду желудка тут же сворачивается, заключая в себе кусочки пищи, которые оказались рядом. Получается, что сама пища полностью покрывается "молочной пленкой", которая мешает переваривать саму пищу.

Процесс пищеварения затрудняется.

    Почему же вредно употреблять чай после еды или же суп после "второго"?

  Потому, что пища в желудке уже находится под влиянием кислот, а когда мы после основного приема пищи заливаем это все жидкостью, да причем обильно, то кислота, которую с трудом вырабатывал желудок, смывается с пищи. В итоге она концентрируется в одном месте желудка, а пища остается без кислоты. Опять же пищеварение затрудняется. Это еще опасно вызыванием различных воспаление в желудочно-кишечном тракте: гастрит, воспаления двенадцатиперстной кишки и т.д.

  Не рекомендуют есть в начале острую пищу - она может "обжечь" стенки желудка! Лучше всего сначала съесть что-нибудь "по-мягче", а потом переходить к более "жестким" продуктам, например, сало.

  Жирное лучше всего, конечно, употреблять редко, ведь оно вызывает избыточное выделение желчи, что есть нагрузка на пищеварение. Заметьте, жирная пища не вызывает ожирение! Ожирение вызывает неправильный образ жизни: стресс, отсутствие движения, физических нагрузок, нормального питания.

  Главное правило - это умеренность. Не переедайте, меняйте свой рацион, чаще будьте свежем на воздухе, занимайтесь физическими упражнениями, спортом и вы заметите, что жизнь станет лучше и веселей!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!


Соседние подразделы:
Нормативные документы по организации питания
Родителям на заметку
Бесплатное питание
Польза горячего питания
Нормы питания
Информационный сборник технологических карт блюд и изделий
КОМПЛЕКС МЕР по повышению качества питания учащихся на 2024/2025 учебный год
"Горячая линия" по вопросам организации питания
Меню
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ
Культура питания
Пилотный проект
Список технологического оборудования.

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Методические рекомендации по организации питания в 2024/2025 учебном году...
Открыть раздел Нормативные документы по организации питания
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Полноценное и правильно организованное питание – необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний Вы, родители, в...
Открыть раздел Родителям на заметку
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.02.2005г....
Открыть раздел Бесплатное питание
Овощи в нашем питании С глубокой древности люди употребляют овощи как продукты питания и как лечебное средство....
Открыть раздел Здоровое питание
ПОЛЬЗА ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ Горячее питание в жизни человека имеет крайне важное значение....
Открыть раздел Польза горячего питания
Согласно постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.08.2024 № 75/1 с 1 сентября 2024 года установлены следующие денежные нормы: 1....
Открыть раздел Нормы питания
Перечень технологических карт блюд и изделий Настоящий информационный сборник технологических карт блюд и изделий (далее – Сборник) включает технологические карты новых блюд и...
Открыть раздел Информационный сборник технологических карт блюд и изделий
КОМПЛЕКС МЕР по повышению качества питания учащихся на 2024/2025 учебный год Цели: Совершенствование системы питания....
Открыть раздел КОМПЛЕКС МЕР по повышению качества питания учащихся на 2024/2025 учебный год
"Горячая линия" по вопросам организации питания По вопросам организации питания можно обратиться к администрации ГУО "Глиницкая базовая школа Мозырского района":...
Открыть раздел "Горячая линия" по вопросам организации питания
РАЗНОВОЗРАСТНАЯ ГРУППА ВТОРОЙ ЗАВТРАК ОБЕД...
Открыть раздел Меню
ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ I. Общие положения 1.1....
Открыть раздел ПОЛОЖЕНИЕ О СОВЕТЕ ПО ПИТАНИЮ
Сидеть за столом прямо. Не облокачиваться, не качаться. Никогда не бери в рот нож. Ножом только режут! Некрасиво ковырять вилкой в зубах....
Открыть раздел Культура питания
Постановление от 15.12.2022 №870 - пилотный проект В 2024/2025 учебном году в примерные двухнедельные рационы питания включены:...
Открыть раздел Пилотный проект
Список технологического оборудования № п/п Наименование оборудования Год выпуска Заводской номер Инвентарный номер Цех, отделение, участок, где установлено оборудование 1...
Открыть раздел Список технологического оборудования.
Наименование: ГУО "Глиницкая базовая школа Мозырского района" Редактировать // Адрес : Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3 Телефон :...
Открыть раздел Наименование, место нахождения и режим работы учреждения
Режим работы администрации Директор школы: Клевжиц Виктор Сергеевич 2 этаж, телефон: 8-023632 25944 Дни недели Рабочее время Обед Понедельник (1-й, 3-й, 5-й) 08.30-12.00 13.00-18....
Открыть раздел Сведения об администрации
КонтактыРежим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г....
Открыть раздел Контакты
В новогоднем обращении к белорусам президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко объявил, что 2025 год в Беларуси будет Годом благоустройства страны, а вся пятилетка...
Открыть раздел 2025 год - Год благоустройства страны
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! Наш адрес: skolaglinica@mail....
Открыть раздел Обратная связь
Прогресс технологий одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять....
Открыть раздел Информатизация
Торжественный прием в пионеры и октябрята 19 мая 2023 г....
Открыть раздел ОО "БРПО"
Путешествуйте с нами!!! Мы предлагаем совершить виртуальные путешествия по уникальным местам Республики Беларусь Виртуальные музеи:...
Открыть раздел Образовательный туризм
Русский язык и литература (1.57 Mb) Беларуская мова і літаратура (1.46 Mb) Иностранные языки (5.82 Mb) История. Обществоведение (1.88 Mb) Математика (2.46 Mb) Информатика (574....
Открыть раздел Предметные каталоги учебно-методических изданий.
На базе Государственного учреждения образования "Мозырский районный социально-педагогический центр" организована работа консультационного кабинета для оказания необходимой помощи...
Открыть раздел Работа с семьёй
Полезную информацию об участии в дорожном движении можно посмотреть на сайте "Добрые дороги Гомельщины" https://t....
Открыть раздел ГАИ ИНФОРМИРУЕТ
Шестой школьный день Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели На современном этапе развития...
Открыть раздел Шестой школьный день
Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с...
Открыть раздел Работа по противодействию коррупции
К 80-летию освобождения Беларуси Великая Отечественная война является одним из ключевых событий современной отечественной истории....
Открыть раздел 80-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победа советског
https://www.belarus.by/ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ:...
Открыть раздел Образовательный туризм
Наш сайт полностью доступен для людей с ограниченными возможностями Использование сайта с помощью клавиатуры Для перевода сайта в режим "Версия для слабовидящих"используется...
Открыть раздел ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Прием в 1 класс в учреждения образования в 2025/2026 году В 2025/2026 учебном году приём в первые классы учреждений общего среднего образования регламентирован Кодексом Республики...
Открыть раздел Прием в 1 класс в учреждения образования в 2025/2026 году
The LineAct Platform