247765 Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3

Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республикан

20 марта 2023 г.
    Цель Родительского университета – повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Университет педагогических знаний для родителей должен способствовать установлению контактов родителей со школой, взаимодействию родителей и педагогов в воспитании, развитии и социализации ребенка.
       Основные задачи Родительского университета:
  • формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания(формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования и т.д.
     Целевая группа – родители (законные представители) учащихся.
Работа Родительского университета организуется с учётом закономерностей развития ребенка в разные возрастные периоды по трём ступеням:
    I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IVклассов учреждения образования,
  IIступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов учреждения образования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
на 2022/2023 учебный  год
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»
для родителей учащихся I-IV классов
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведе-
ния
Форма проведения
Ответствен-ные
1
1-й класс
1.1
Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.
Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе
сентябрь
лекция/ практикум/ вебинар
Классный руководитель, педагог-психолог,
медицинский работник
1.2
Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника
ноябрь
беседа/ практикум/ мастер-класс
Классный руководитель,
медицинский работник
1.3
Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.
Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться
январь
круглый стол/ дискуссия/ форум
Классный руководитель
1.4
Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.
Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка
апрель
семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог
2
2-й класс
2.1
Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка
октябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель
2.2
Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.
Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья
декабрь
круглый стол/ семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель, медицинский работник
2.3
Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.
Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.
Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка
февраль
лекция/ семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог
2.4
Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.
Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться
май
круглый стол/ форум/ дискуссия/ мастер-класс
Классный руководитель
3
3-й класс
3.1
Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.
Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям
сентябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель
3.2
Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.
Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников
декабрь
лекция/ семинар-практикум/ мастер-класс
Педагог-психолог
3.3
Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.
Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни
январь
беседа/ дискуссия/ практикум
 Медицинский работник
3.4
Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.
Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения.
Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви
апрель
семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог
4
4-й класс
4.1
Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.
Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников
сентябрь
лекция/ вебинар
Педагог-психолог,
медицинский работник
4.2
Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.
Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие
декабрь
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
Классный руководитель
4.3
Тема 3. Ребенок и компьютер.
Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.
Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школьником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером
февраль
конферен-ция/ круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум
Педагог-психолог, классный руководитель
4.4
Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире
май
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
Классный руководитель
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ
для родителей учащихся I-IV классов
Класс
Темы консультаций для родителей
Ответственные
1
Психологические особенности младших школьников
Развитие памяти и внимания младших школьников
Мотивы учения младших школьников
Отношения в семье как основа взаимопонимания
Поощрение и наказание детей в семье
Леворукий ребенок в школе
Педагог-психолог, классный руководитель
2
Воспитание вежливости
Профилактика жестокого обращения с детьми
Как на самом деле любить своих детей?
Микроклимат в семье и воспитание ребёнка Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях
Роль отца в воспитании ребенка
Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка
Семейные традиции ценности в воспитании детей
Учение с увлечением
Классный руководитель, педагог-психолог
3
Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение
Как выявить и развить способности детей?
Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста
Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей
Как помочь ребенку стать внимательнее?
Как привить ребенку любовь к чтению?
Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?
Педагог-психолог, классный руководитель
4
Агрессивное поведение: как помочь ребенку?
Как помочь ребенку правильно распределить свое время?
Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка
Интеллектуальное развитие ребенка
Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей
Организация свободного времени детей в период летних каникул
Педагог-психолог,
классный руководитель,
инспектор по делам несовершеннолетних
 ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов
Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов
Сроки проведе-
ния
Форма проведе-ния
Ответствен-ные
1
5-й класс
1.1
Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.
Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
сентябрь
семинар-практикум/ вебинар
Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
1.2
Тема 2. Ребенок среди сверстников
Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидерства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками
ноябрь
круглый стол/ беседа/ семинар-практикум
Классный руководитель, педагог-психолог
1.3
Тема 3. Ваш ребенок вырос.
Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста
февраль
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог,
медицинский работник
1.4
Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.
Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета
май
круглый стол/ дискуссия/ форум/ вебинар
Классный руководитель
2
6-й класс
2.1
Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.
Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.
Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка
сентябрь
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог,  классный руководитель
2.2
Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.
Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.
декабрь
семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг
Педагог-психолог, классный руководитель
2.3
Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.
Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях
март
круглый стол/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер-класс
Педагог-психолог, классный руководитель
2.4
Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.
Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период
май
конферен-ция/ семинар-практикум/ вебинар
 Медицинский работник
3
7-й класс
3.1
Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.
Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе
сентябрь
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог, медицинский работник
3.2
Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.
Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»
ноябрь
круглый стол/ беседа/ вебинар
 Инспектор по делам несовершен-нолетних
3.3
Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста
Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.
Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком
февраль
конферен-ция/ дискуссия/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
 Педагог-психолог
3.4
Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.
Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех
апрель
беседа/ семинар-практикум/психологический тренинг
Классный руководитель,
педагог-психолог
4
8-й класс
4.1
Тема 1. Жизненные цели подростков.
Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.
Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей
октябрь
лекция/ беседа/ вебинар
Педагог-психолог
4.2
Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.
Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)
декабрь
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог,
 инспектор по делам несовершен-нолетних
4.3
Тема 3. Осторожно: суицид.
Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска.
Профилактика суицидального поведения
март
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Педагог-психолог
4.4
Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.
Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.
Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.
Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов
май
круглый стол/ конферен-ция/ семинар-практикум/психологический тренинг
Педагог-психолог, 
классный руководитель
5
9-й класс
5.1
Тема 1. Портрет современного подростка.
Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе
сентябрь
лекция/ конферен-ция/ вебинар
Педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник
5.2
Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.
Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.
Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка
ноябрь
беседа/ семинар-практикум/ вебинар
Педагог-психолог
5.3
Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.
Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек
февраль
лекция/ беседа/ семинар-практикум
Педагог-психолог, классный руководитель
5.4
Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассниковКак помочь подростку выбрать профессию?
Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков
апрель
конферен-ция/ форум/ семинар-практикум/ вебинар
Педагог-психолог, 
классный руководитель

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет” Скачать файл:...
Открыть раздел Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республикан
План работы родительских университетов на 2022/2023 учебный год I ступень – «Мой ребёнок – младший школьник» № Темы занятий Сроки проведения Форма проведения...
Открыть раздел Родительский университет
МIНIСТЭРСТВА АДУКАЦЫI РЭСПУБЛIКI БЕЛАРУСЬ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ вул. Савецкая, 9, 220010, г. Мiнск тэл. 327-47-36, факс 200-84-83 E-mail: root@minedu.unibel....
Открыть раздел Дневники на 2022/2023 учебный год
Оплата учебников в 2022/2023 учебном году Работа по обеспечению школьников учебниками и взимания платы регламентируется Постановлением Совета Министров РБ № 839, принятым 24 июня 2011...
Открыть раздел Оплата учебников в 2022/2023 учебном году
Уважаемые родители! Обратите внимание!...
Открыть раздел Деловой стиль одежды на 2022/2023 учебный год
Как зачислить ребёнка в школу? Как зачислить ребёнка в школу, в 1 класс? Ответ: Приём документов в 1 класс Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 31.03....
Открыть раздел О порядке зачисления учащихся в 1 класс
Частой причиной травм становятся падение с лестницы, реже — с учебных столов или парт, подоконников, а также вследствие «подножек»....
Открыть раздел Профилактика школьного травматизма
Советы родителям будущих пятиклассников Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым...
Открыть раздел Советы родителям будущих пятиклассников
Для учащихся начальных классов (1 - 4) следует подбирать ранцы и портфели весом не более 700 граммов, для учащихся средних и старших классов (5 - 11) не более 1000 граммов....
Открыть раздел "Правильный" рюкзак: советы родителям
Обычно простудные сезоны достаточно тяжелы для родителей — дети приносят из детских садов и школ весь ассортимент инфекций....
Открыть раздел Памятка родителям «Коронавирус! Как не заразиться!?»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДРЕСНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Ежемесячное и единовременное социальные пособия Государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия...
Открыть раздел Памятка о порядке и условиях предоставления государственной адресной социальной помощи
Как не разбить «сердце дома». Важные правила безопасности при обращении с печью Печь – один из важнейших атрибутов частного дома....
Открыть раздел Информационно-методический материал по пожарной безопасности
Памятка для родителей по профилактике выпадения детей из окна Уважаемые родители! Многие из Вас забывают о том, что открытое окно может быть смертельно опасно для ребёнка....
Открыть раздел Профилактика выпадения детей из окна
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Детство должно улыбаться, Счастьем искриться в глазах, В сердце теплом вспоминаться, А не слезой на глазах! Остановитесь! Оглянитесь!...
Открыть раздел Памятки по профилактике насилия в семье
Уважаемые родители! Тема нашего собрания «Профилактика наркомании среди подростков»....
Открыть раздел Родителям о наркомании: как защитить детей
*Мозырские правоохранители фиксируют рост преступлений, связанных с половой свободой и половой неприкосновенностью несовершеннолетних* Правоохранители призывают не стесняться и не...
Открыть раздел Мозырские правоохранители фиксируют рост преступлений, связанных с половой свободой и половой неприк
Наименование: ГУО "Глиницкая базовая школа Мозырского района" Редактировать // Адрес : Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3 Телефон :...
Открыть раздел Наименование, место нахождения и режим работы учреждения
Режим работы администрации Директор школы: Клевжиц Виктор Сергеевич 2 этаж, телефон: 8-023632 25944 Дни недели Рабочее время Обед Понедельник (1-й, 3-й, 5-й) 08.30-12.00 13.00-18....
Открыть раздел Сведения об администрации
КонтактыРежим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г....
Открыть раздел Контакты
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! Наш адрес: skolaglinica@mail....
Открыть раздел Обратная связь
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! 8-02362 25944 электронный адрес: mozsadglin@mozyrroo.by наш адрес:Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д....
Открыть раздел Одно окно
Прогресс технологий одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять....
Открыть раздел Информатизация
Торжественный прием в пионеры и октябрята 19 мая 2023 г....
Открыть раздел ОО "БРПО"
Путешествуйте с нами!!! Мы предлагаем совершить виртуальные путешествия по уникальным местам Республики Беларусь Виртуальные музеи:...
Открыть раздел Образовательный туризм
Русский язык и литература (1.57 Mb) Беларуская мова і літаратура (1.46 Mb) Иностранные языки (5.82 Mb) История. Обществоведение (1.88 Mb) Математика (2.46 Mb) Информатика (574....
Открыть раздел Предметные каталоги учебно-методических изданий.
На базе Государственного учреждения образования "Мозырский районный социально-педагогический центр" организована работа консультационного кабинета для оказания необходимой помощи...
Открыть раздел Работа с семьёй
Полезную информацию об участии в дорожном движении можно посмотреть на сайте "Добрые дороги Гомельщины" https://t....
Открыть раздел ГАИ ИНФОРМИРУЕТ
Шестой школьный день Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели На современном этапе развития...
Открыть раздел Шестой школьный день
Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с...
Открыть раздел Работа по противодействию коррупции
К 80-летию освобождения Беларуси Великая Отечественная война является одним из ключевых событий современной отечественной истории....
Открыть раздел 80-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победа советског
https://www.belarus.by/ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ:...
Открыть раздел Образовательный туризм
The LineAct Platform