247765 Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3

Для педагогов

Рекомендации психолога педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях
Конфликты во время урока.
   1. Ваши нервы, спокойствие и здоровье в ваших руках, поэтому берегите их и не тратьте на бесполезные сиюминутные споры и выяснения отношений с учениками, возникающие в течение урока – это обычно приводит лишь к затяжному конфликту и срыву урока. Лучше отложите их на послеурочное время, когда можно будет выяснить причину поведения и спокойно обсудить ситуацию. Если вы чувствуете, что не справитесь в одиночку, то обратитесь за помощью либо к психологу, либо к человеку, которого данный ученик больше всех уважает.
   2. При обсуждении желательно не указывать на совершенные подростком проступки и ошибки, не требовать их мгновенного исправления и не добиваться от него признания вины, а лучше возьмите инициативу на себя, объясните, как лучше следовало поступить в такой ситуации и почему (дайте действительно выгодную для подростка модель поведения). Предоставьте ему возможную модель поведения и дайте время обдумать. Вернитесь к этому разговору через время, еще раз обсудите и выслушайте его мнение. Важно, чтобы подросток сам принял решение о том, как поступить в следующий раз при возникновении такой ситуации.
   3. Если ситуации возникла повторно, и подросток повел себя на основании принятой им новой адекватной модели поведения, то обязательно похвалите его, и еще раз покажите все плюсы такого поведения, и хвалите каждый раз, пока он не примет эту модель как единственно возможную в данной ситуации. Если ситуация повторилась, а подросток продолжает действовать неадекватно, то не следует сразу же напоминать ему о том, что он нарушил слово, особенно в присутствии окружающих, а повторить обсуждение ситуации и причин мешающих поступить по-новому. Логическое обоснование выгоды желаемого поведения – самое сильное убеждение для подростка.
  Это долгий процесс, требующий много терпения и сил, а самое главное желание действительно помочь ребенку измениться, а не только избавиться от факторов, мешающих проведению урока и сохранению дисциплины.
Агрессивность.
   4. Проявления агрессивности обычно бывают двух типов: физическая – драка, насилие и т.д; вербальная – нецензурные выражения, крик, угрозы. Оба этих типа агрессивности у подростков – это следствие плохого самоконтроля, неуравновешенности нервной системы и постоянного внутреннего конфликта: могу и должен, надо и хочу – носят часто защитный характер. Подросток в душе очень боится, что его не любят, что его не принимают таким, какой он есть, хотя на деле обычно показывает, что ему абсолютно все равно, что о нем думают другие. Поэтому при общении с такими подростками желательно не «переходить на личности», т.е. замечания, указания на неправильное поведение должно носить безличный характер. К любым вопросам и проблемам подростка желательно проявлять больше действительно искреннего понимания и принятия. Чем больше его понимать и поощрять, тем более спокойными будут его реакции. Запугивание же подростка, угрозы, обвинения, пусть даже в мягкой форме на допустимом уровне, приведут лишь к усилению защитной агрессии у такого подростка.
   Опять Ваше бесконечное терпение и поощрение хотя бы того немного положительного, что проявляется таким ребенком, позволят в итоге снизить уровень агрессивности.
Учебный процесс.
   5. В случаях неправильного ответа на заданный вопрос, не сравнивать с успешными ответами сверстников, лучше обратить внимание на возможность исправления ошибки или плохой оценки. В случаях же любого правильного или близкого к правильному ответа поощрять такого подростка вниманием и похвалой при всем классе. Важно дать понять «трудному» подростку, что он не хуже других, что он имеет право на ошибку.
  6. Как правило, у таких детей, существуют некоторые объективные причины для низкой успеваемости: слабые интеллектуальные способности, низкая осознанность собственных действий, отсутствие мотивации достижения. Поэтому не надо ждать от него сразу и много успехов после первой похвалы и признания его заслуг, а стоит дарить ему успешные ситуации и поддерживать его до тех пор, пока в нем не появится уверенность в собственных силах и способностях. Только тогда у него действительно может появиться интерес и желание учиться.
Общие советы:
   7. Относитесь ко всем трудностям и неожиданностям при общении с подростком с чувством юмора и используйте его для сглаживания острых углов и конфликтов.
   8. Не требуйте от ребенка того, что не в состоянии выполнить даже вы сами: быть всегда сдержанным, говорить только правду, никогда не делать ошибок и т.д. Каждый раз, выдвигая требование к ребенку, задумывайтесь о том, выполнимо ли оно.
   9. Личный пример или иллюстрация из личного жизненного опыта всегда действует лучше, чем любое нравоучение.
  10. Будьте самими собой при общении с подростком, говорите то, что вы действительно думаете и чувствуете (в разумных пределах), искренность и естественность — лучшие помощники в налаживании хороших взаимоотношений с любым, даже очень сложным человеком.
  Конечно же, у каждого педагога существуют свои способы и приемы для работы в «нестандартных» условиях, но было бы очень хорошо, если Вы воспользовались и этими рекомендациями.
   Удачи и успехов в Вашей нелегкой, но прекрасной деятельности!!!
 Что в поведении ребенка должно насторожить учителя
   1.Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам
   2.У подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фонд, раздражительность
  3.Резкое изменение поведения. Например, подросток стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей
    4.Наличие примера суицида в ближайшем окружении
   5.Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако, это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца
   6.Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
   1.Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях)
   2.Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми
   3.Несчастная любовь или разрыв романтических отношений
   4.Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, тяжелое заболевание)
   5.Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха
   6.Резкое изменение социального окружения
   7.Нестабильная семейная ситуация
Что делать учителю, если он обнаружил опасность
   1.Если вы увидели хоть одно из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание ученику и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию!
   2.Обратитесь к школьному психологу или к другим специалистам за помощью
 3.Как классный руководитель, свяжитесь с родителями ребенка и поделитесь своими наблюдениями
Что делать учителю, чтобы не допустить суицид
  1.Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию ( обращенную на себя). Форма взаимодействия – договоренность.
   2.Ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.
   3.Быть нейтральным в конфликтных ситуациях, не занимать чью-либо сторону.
   4.Говорить о перспективах в жизни и будущем, поддерживать диалог, оставлять возможность контакта.
  5.Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач – такой же важный опыт, как и достижение успеха.
   6.Понять, что стоит за внешней грубостью подростка.
   7.Обратиться к специалисту, если вы  понимаете, что у вас не получается контакт с учеником.
Что может сделать учитель, чтобы не допустить попыток суицида
  • Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или аутоагрессию (то есть, агрессию, обращенную на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договоренностей. Если ограничение необходимо, не стоит жалеть времени на объяснение его целесообразности.
  • Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учеников на совместную деятельность и сотрудничество.
  • Обращать внимание на ситуации, когда один или несколько учеников становятся объектами нападок со стороны других. Поговорите с участниками конфликтов таким образом, чтобы был услышан каждый, оставайтесь нейтральным, не занимая сторону кого-либо из участников конфликта.
  • Если вы классный руководитель, инициируйте работу школьного психолога с классом. Если в школе есть действующая «Школьная служба примирения» - передайте им эту ситуацию для ее разрешения.
  • Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков еще только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят ученики, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий. Важно поддерживать диалог с подростками, оставлять возможность контакта, чтобы при необходимости ученик мог обратиться к вам в трудной жизненной ситуации.
  • Дать понять ученику, что опыт ошибок и неудач -  такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки ученика как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность ученика. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
  • Понять, что стоит за внешней грубостью подростка. Возможно, подросток отстаивает свои ценности, а не стремится войти в конфликт и обесценить вас.
  • Вовремя обратиться к специалисту, если вы понимаете, что у вас по каким-то причинам не получается сохранить контакт с учеником или классом.

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Открыть раздел Социально-педагогическая и психологическая служба школы
Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Вы были перенаправлены на мобильную версию. Ссылка на полную версию находится внизу сайта.
Телефон доверия ГУО "Глиницкий детский сад-базовая школа Мозырского района": +375 (29)836-56-69. Дубень Галина Васильевна, общественный инспектор по охране прав детства....
Открыть раздел Телефоны доверия
Личная страница общественного инспектора по охране прав детства Дубень Г.В. График работы Дубень Г.В. День недели Время работы Понедельник 11.00-12.00 Вторник 10.00-11....
Открыть раздел Личная страница общественного инспектора по охране прав детства Дубень Г.В.
Напишите Ваш вопрос и мы обязательно Вам ответим! Рекомендуем ознакомиться с различными ответами школьных психологов по актуальным темам:...
Открыть раздел Вопрос психологу
«Профилактика противоправного поведения среди несовершеннолетних» ...
Открыть раздел Для родителей (законных представителей)
Как не ссориться Дружба – одно из самых больших богатств, которые есть на Земле....
Открыть раздел Для обучающихся
Рекомендации психолога педагогам при работе с трудными подростками и в кризисных ситуациях Конфликты во время урока. 1....
Открыть раздел Для педагогов
На сайте kids.pomogut.by собрана самая важная информация о проблемах в сети, о «Насилии в отношении детей», о «Безопасном поведении»....
Открыть раздел Информационный ресурс KIDS.POMOGUT.BY
По инициативе МВД Республики Беларусь разработан интерактивный информационный ресурс POMOGUT....
Открыть раздел Информационный ресурс POMOGUT.BY
Профилактика наркомании среди молодежи НАРКОПОТРЕБЛЕНИЕ КАК ОБЩЕМИРОВАЯ УГРОЗА. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ....
Открыть раздел "Молодёжь против наркотиков"
Инструктивно-методическое письмо «О реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта “Родительский университет”» Цель...
Открыть раздел Родительский университет
ВОЗРАСТ, С КОТОРОГО НАСТУПАЕТ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 4.2....
Открыть раздел Уголовная ответственность
Профилактика насилия в семье Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по противодействию насилия в семье: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2....
Открыть раздел Профилактика насилия в семье
Экзамены — выпускные в школе, вступительные, централизованное тестирование — это всегда неизбежный и всегда очень сложный период в жизни старшеклассников....
Открыть раздел Советы психолога
Информация для родителей по предотвращению и профилактике употребления наркотиков Проблема употребления наркотических средств, психотропных веществ среди молодежи является одной из...
Открыть раздел Памятка для родителей
Как распознать острое кризисное состояние у подростка Что в поведении подростка должно насторожить родителей? Ребенок прямо или косвенно говорит о нежелании продолжать жизнь....
Открыть раздел Как распознать острое кризисное состояние у подростка
Ответственность родителей за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей Семья — социальный институт....
Открыть раздел Ответственность родителей за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей
Рекомендации по предупреждению скулшутинга в образовательном учреждении Скулшутинг (или Колумбайн) — вооруженное нападение ученика школы или стороннего человека на учащихся...
Открыть раздел Рекомендации по предупреждению скулшутинга
https://www.talk2ok.by/ https://kids.pomogut.by/ https://pomogut....
Открыть раздел Ссылки на ресурсы:
Наименование: ГУО "Глиницкая базовая школа Мозырского района" Редактировать // Адрес : Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д. 3 Телефон :...
Открыть раздел Наименование, место нахождения и режим работы учреждения
Режим работы администрации Директор школы: Клевжиц Виктор Сергеевич 2 этаж, телефон: 8-023632 25944 Дни недели Рабочее время Обед Понедельник (1-й, 3-й, 5-й) 08.30-12.00 13.00-18....
Открыть раздел Сведения об администрации
КонтактыРежим работы школы: Понедельник-суббота: 07:30-18:00 Воскресенье: выходной Информация о вышестоящем органе:Отдел образования Мозырского райисполкома, индекс 247760, г....
Открыть раздел Контакты
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! Наш адрес: skolaglinica@mail....
Открыть раздел Обратная связь
Напишите ваш вопрос и мы обязательно вам ответим! 8-02362 25944 электронный адрес: mozsadglin@mozyrroo.by наш адрес:Гомельская область, Мозырский район, д. Глиница, улица Школьная, д....
Открыть раздел Одно окно
Прогресс технологий одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять....
Открыть раздел Информатизация
Торжественный прием в пионеры и октябрята 19 мая 2023 г....
Открыть раздел ОО "БРПО"
Путешествуйте с нами!!! Мы предлагаем совершить виртуальные путешествия по уникальным местам Республики Беларусь Виртуальные музеи:...
Открыть раздел Образовательный туризм
Русский язык и литература (1.57 Mb) Беларуская мова і літаратура (1.46 Mb) Иностранные языки (5.82 Mb) История. Обществоведение (1.88 Mb) Математика (2.46 Mb) Информатика (574....
Открыть раздел Предметные каталоги учебно-методических изданий.
На базе Государственного учреждения образования "Мозырский районный социально-педагогический центр" организована работа консультационного кабинета для оказания необходимой помощи...
Открыть раздел Работа с семьёй
Полезную информацию об участии в дорожном движении можно посмотреть на сайте "Добрые дороги Гомельщины" https://t....
Открыть раздел ГАИ ИНФОРМИРУЕТ
Шестой школьный день Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь по организационно-содержательному наполнению шестого (школьного) дня недели На современном этапе развития...
Открыть раздел Шестой школьный день
Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с...
Открыть раздел Работа по противодействию коррупции
К 80-летию освобождения Беларуси Великая Отечественная война является одним из ключевых событий современной отечественной истории....
Открыть раздел 80-я годовщина освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победа советског
https://www.belarus.by/ ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ:...
Открыть раздел Образовательный туризм
The LineAct Platform