с 1 сентября 2022 года вступает в силу новая редакция Кодекса об образовании.
Эта редакция направлена на совершенствование норм кодекса с учётом практики его применения в современных условиях, а также приведение отдельных предписаний в соответствие с законодательством Республики Беларусь.
В прежнюю версию документа внесено более 200 изменений и поправок. Обновлённый Кодекс об образовании содержит 297 статей. Включено 17 новых статей.
Что изменится, поясняет начальник отдела образования Оксана Землякова.
Общее среднее образование
Первая новация, которая обсуждается учащимися и их законными представителями, – обязательное общее среднее образование. Это не значит, что всем после окончания 9-го класса необходимо продолжить обучение в 10-м. Как и ранее, выпускники-девятиклассники могут получить общее среднее образование не только в школе, но и в учреждениях профессионально- технического или среднего специального образования.
Изменения коснулись итоговой аттестации учащихся. По-прежнему 9-е и 11-е классы будут сдавать выпускные экзамены. Формы и сроки их проведения, перечень учебных предметов будут устанавливаться Министерством образования. Что же изменилось? Предусмотрена возможность сдавать в 11-м классе выпускной экзамен в форме централизованного экзамена, другими словами совмещённый выпускной экзамен и вступительное испытание в учреждение высшего образования.
Коснулись изменения и приёма в 10-й класс гимназии. Он будет проходить на конкурсной основе, с учётом среднего бала свидетельства о базовом образовании и отметок по предметам, которые учащиеся будут изучать на повышенном уровне.
Можно будет получить образование дистанционно. Под этим понимается обучение и воспитание, предусматривающие преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся и их взаимодействие с педагогами при помощи дистанционных технологий.
Уменьшится количество видов учреждений образования, но это не приведёт к уменьшению их числа, ущемлению прав учащихся на получение образования. Вместо учебно-педагогических комплексов «детский сад – школа» («детский сад – начальная школа», «детский сад – базовая школа», «детский сад – средняя школа») будут «начальная школа», «базовая школа», «средняя школа» с предоставлением права реализовывать программу дошкольного образования.
Снят вопрос зачисления детей в первый класс – на начало учебного года им должно быть 6 лет.
Вместе с тем по заявлению родителей и на основании педагогического совета руководитель учреждения образования может принять ребёнка, которому 6 лет исполнится до конца календарного года.
Отражено в Кодексе закрепление микрорайонов за учреждениями для упорядочения приёма детей в первые классы. Однако это не исключает возможности их обучения не на территории микрорайона учреждения при наличии в нём свободных мест.
Учебный год продлится с 1 сентября по 31 августа.
Причина продления учебного года – проведение оздоровительной кампании и участие детей в воспитательных мероприятиях летом.
Для уменьшения нагрузки в учебное время в новой редакции Кодекса предусмотрено проведение факультативов в шестой школьный день не только для 9-11 классов, но и для 5-8.
Основной инновацией является норма, предусматривающая профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования и допрофильную подготовку на его второй ступени.
Новая редакция предусматривает обучение ребёнка на дому, с посещением учреждения при наличии медицинского заключения. Ранее такой вид обучения подразумевал исключительно обучение на дому.
Дошкольное образование
В новой редакции Кодекса оптимизированы также виды учреждений дошкольного образования. Раньше их было 6, теперь остаётся только 3: детский сад, санаторный детский сад, дошкольный центр развития ребенка. Акцентирую внимание, что изменится не количество садов в районе, просто будет упорядочено их название.
Второе новшество – это возможность реализации программы дополнительного образования, что позволит проводить кружки для развития дошкольников.
Третье новшество – это возможность получения дошкольного образования на дому.
Кроме того, даны полномочия местным исполнительным и распорядительным органам по изменениям норм наполняемости групп при наличии объективных обстоятельств и положительного заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарный надзор. Это позволит снять напряжённость при зачислении детей в сад в новых микрорайонах.
Специальное образование
Что касается образования лиц с особенностями психофизического развития, то в Кодекс тоже внесены изменения. В первую очередь это направлено на внедрение инклюзивных подходов, обеспечивающих равный доступ к получению образования для всех обучающихся с учётом их индивидуальных потребностей и возможностей.
Второе изменение – это увеличение срока получения специального образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении спецшколы и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с 9 на 10 лет.
Также предоставлена возможность сочетать обучение на дому с занятиями в учреждении, что, безусловно, будет способствовать лучшей социализации обучающихся с особенностями психофизического развития.
В новой редакции исключена норма пункта 4 ст. 267, которая ограничивала количество обучающихся психофизического развития в учреждениях образования (не более 20%).
Дополнительное образование детей и молодёжи
Изменения коснулись дополнительного образования одарённых детей и молодёжи. Это учреждение образования «Национальный детский технопарк», целый раздел Кодекса посвящён вопросам, которые регулируют его деятельность.
Предусмотрено согласование учебно-программной документации при реализации программы дополнительного образования детей и молодёжи с Министерством образования. Оговорен нижний предел зачисленных в объединение по интересам детей – не менее 12.
Воспитательная работа
Усилена воспитательная составляющая образования в части формирования патриотизма и гражданственности. Предусмотрена также организация транспортного обеспечения к местам проведения воспитательных мероприятий: экскурсий, физкультурно-оздоровительных, спортивно-массовых, спортивных, культурных.
Новой редакцией Кодекса уточнены функции педагогических работников, в том числе и педагогов, которые выполняют функции классного руководителя.